The Doors

Как группа, The Doors существовали всего шесть лет - вроде бы не срок по сравнению с почти третью века Rolling Stones, The Who, The Kinks и некоторых других "динозавров" рока, - однако их влияние на музыку, в частности на музыку 80-х и 90-х годов, ощущается практически во всех работах новых групп, исповедующих Настоящий Рок. Об интересе к THE DOORS свидетельствуют регулярные переиздания альбомов группы, а также включение их произведений в различные сборники.
Группа образована в 1965 году в Лос-Анджелесе: Рей Манзарек, студент-старшекурсник Калифорнийского университета, познакомился с первогодком Джимом Моррисоном и пришел в восторг от его стихов. Решив создать группу, приятели пригласили в качестве барабанщика Джона Дензмора, игравшего в THE PSYCHEDELIC RANGERS - в состав этой группы входили два брата Манзарека, Рик и Джим, а на бас-гитаре играла девушка. Трио не сумело "переварить" поэзию Моррисона, попытка записать демо-тейп успехом не увенчалась; лишь после того, как к музыкантам присоединился гитарист из всё тех же THE PSYCHEDELIC RANGERS Робби Кригер, дело сдвинулось.
После ухода девушки-басистки и братьев Манзарека группа осталась без басиста. Партию бас-гитары вел Манзарек на второй клавиа туре своего электрооргана.
Название THE DOORS было взято из романа Олдоса Хаксли The Doors Of Perception, в свою очередь восходящему к цитате из "Бракосочетания Рая и Ада" Уильяма Блейка: "Если бы двери восприятия были прозрачны, всё на свете предстало бы таким, каким оно и является воистину: бесконечным".
В 1966 THE DOORS подписали контракт с фирмой Columbia/CBS, но за год не написали ни одной песни. Только когда группа выступила вместе с Love в знаменитом лос-анджелесском клубе Whiskey А Gо-Go's, на THE DOORS обратил внимание Джек Хольцман, основатель и президент новой фирмы Elektra Records.
Подписав контракт с Elektra Records, группа выпустила великолепный дебютный альбом The Doors, который продюсировал Пол Ротшилд. Выпущенный в начале 1967, "The Doors" вначале подмял под себя Лос-Анджелес, затем - всю Америку, и к началу лета стал международным бестселлером, чему способствовал выход сингла Light My Fire, возглавившего хит-парад США (в Великобритании — лишь 49-е место). В том же году был выпущен альбом Strange Days, разошедшийся как и первый миллионным тиражом и вошедший в национальный Тор 3. Всё в том же 1967 против Джима Моррисона было выдвинуто первое обвинение «в нарушении общественного порядка» — певец во время концерта в Коннектикуте спровоцировал полицейских и они дружно ринулись на сцену, где в присутствии нескольких десятков тысяч зрителей Моррисон был арестован. Подобного рода обвинения выдвигались против Джима до конца его жизни.
Третий альбом, Waiting For The Sun, вышел в конце 1968, после двух американских (Тор 40) синглов: The Unknown Soldier (к этому синглу был снят киноролик, в котором показан «расстрел» Моррисона — это было первое в истории рока промоушн-видео) и Hello I Love You, ставший их вторым хит-синглом номер один.
Альбом также имел миллионный тираж и вышел на первое место национального хит-парада (в Великобритании — 16-е место). Следующий диск Soft Parade был уже почти готов, когда Моррисона в очередной раз арестовала полиция, затем последовали новые аресты, всякий раз по одному и тому же обвинению — «нарушение общественного порядка». Так власти пытались отомстить человеку, которого боготворили их дети.
Touch Me, первый сингл из альбома Soft Parade, стал третьим миллионселлером THE DOORS; однако другие синглы продавались плохо - возможно, вследствие того, что Джиму грозило тюремное заключение, а возможно и из-за оркестровых аранжировок, отличавшихся от обычного стиля группы.
Через девять месяцев группа записала диск Morrison Hotel, который ознаменовал возвращение к ритм-энд-блюзу — стилю, с которого начинали THE DOORS. Единственный сингл из этого альбома Roadhouse Blues особым успехом не пользовался, однако несколько лет спустя композиция стала своего рода гимном концертных выступлений STATUS QUO.
Менее чем через полгода после выхода Morrison Hotel группа выпустила двойной концертный альбом Absolutely Live, записанный во время гастрольного турне в начале 1970. Этот диск стал шестым LP группы, вошедшим в национальный Тор10. Еще через несколько месяцев вышел сборник 13.
Закончив в начале 1971 запись нового альбома L.A. Woman, Моррисон и его гражданская жена Памела Курсон выехали в Париж - предполагалось, что в столице поэтов Джим полностью посвятит себя новым стихам. Когда был выпущен L.A. Woman, Моррисон все еще жил в Европе. Пластинка также вошла в американский Тор10, но Джим Моррисон об этом не узнал — 3 июля 1971 он умер от сердечного приступа в ванной. Два сингла с диска, Love Her Madly и Riders On The Storm, вошли в американский Top20.
Решение музыкантов THE DOORS продолжить работу как трио многих удивило — значение и роль Моррисона как катализатора творчества группы переоценить было невозможно. Однако два альбома, записанных с сессионными музыкантами, Other Voices (1971 год) и Full Circle (1972 год), вошли в чарты США (хотя и вылетели из них значительно быстрее, чем любой другой альбом, записанный с участием Моррисона). В 1972 усилиями Дензмора, Манзарека и Кригера был выпущен сборник вещей Джима Weird Scenes Inside The Goldmine. К концу 1972 Робби Кригер начал сольную карьеру, а Джон Дензмор и Рей Манзарек сформировали группу THE BUTTS BAND, в состав которой помимо них вошли три английских музыканта.
Сольные работы музыкантов не имели успеха у поклонников THE DOORS, однако каждый новый сборник, в который включаются композиции Джима Моррисона, неизменно вызывает огромный интерес. В список бестселлеров входит книга о Джиме Моррисоне No One Here Gets Out Alive («Живым никто отсюда не уйдет»), которую написали Дэнни Шугармен и Джерри Хопкинс. В 1991 вышел фильм Оливера Стоуна The Doors, в котором роль Моррисона играет известный актер Вэл Килмер, блистательно исполнивший несколько вещей THE DOORS.
Долгое время ходили слухи, что Джим Моррисон жив: все, кто видели тело Моррисона, ныне мертвы. Пэм пережила Джима только на три года: 25 апреля 1974 года она скончалась от передозировки героина. Поль Клоше, парижский "душеприказчик" Джима, погиб в 1975 году, а Лора Крейн, также присутствовавшая при погребении Джима, покончила жизнь самоубийством в 1976 году. Но абсолютно неважно, жив Джим или нет - популярность его растёт день от дня (возможно, и вследствие этих слухов), имидж певца нещадно эксплуатируется, о его влиянии на своё творчество говорят все, от Мадонны до Элвиса Костелло.
Первый и последний бунтарь рока без кавычек навеки вписал своё имя в историю культуры.


Литература

Пэм и Джим

Сайты, посвящённые The Doors

на главную